МКОУ "ООШ с.Курджиново"
село Курджиново ,Урупский район, Карачаево-Черкесская Республика
  • Аттестация педагогических работников

     

    Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории:

    - заявление педагогического работника (заявление подается посредством ЕПГУ, формирование заявления осуществляется посредством заполнения интерактивной формы на ЕПГУ без необходимости дополнительной подачи заявления в какой-либо иной форме);

    - карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника Карачаево-Черкесской Республики (предоставляется позднее в соответствии с графиком проведения аттестации, утверждаемым приказом Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики) (приложение 6 к Административному регламенту);

    - копия (и) диплома (ов) об образовании;

    - выписка из трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности с указанием номера приказа и даты предыдущей аттестации (если педагогический работник ранее был аттестован);

    - копия документа, подтверждающего назначение на должность, по которой аттестуется педагогический работник;

    - копия (и) документа(ов) о прохождении курсов повышения квалификации либо профессиональной переподготовки (не менее 72 часов);

    - копия (и) документа(ов) о награде(ах), ученой степени;

    - копия (и) документа(ов), протокола (ов) соревнований, справки (ок) о подготовке спортсменов (при аттестации по должности «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель»);

    - согласие на обработку персональных данных (ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных») (приложение 7 к Административному регламенту).

             Копии вышеуказанных документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью образовательной организации, в котором работает заявитель.

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

     

    Существует два вида аттестации, которую проходят педагоги: добровольная и обязательная.

    Добровольная аттестация проводится, чтобы повысить или подтвердить квалификационную категорию педагога. Обязательная аттестация преследует цель определить, соответствует ли педагогический работник занимаемой должности.

     Добровольная аттестация

     Если работник сам выступает с инициативой повысить свой разряд и обращается с соответствующим заявлением, то речь идет о добровольной аттестации или аттестации с целью установления квалификационной категории. На получение первого разряда могут претендовать преподаватели без категории и преподаватели с первой категорией, которым пора проходить следующую аттестацию. На высший разряд могут подавать педагоги, которые получили первую категорию, если с момента ее присвоения прошло два года. Также на высшую категорию вправе подать педагоги с высшей категорией, которым необходимо подтвердить свою квалификацию. И первая, и высшая квалификационная категория присваивается на пять лет и не подлежит продлению.

     Обязательная аттестация

     Она проводится один раз в пять лет. От прохождения аттестации освобождаются беременные женщины и педагоги, которые имеют квалификационную категорию. Также не обязаны проходить аттестацию преподаватели, которые работают в педагогической сфере не более двух лет. Что касается женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, то аттестацию им можно провести не раньше чем через два года после того, как они вышли из указанных отпусков. Если педагог по болезни отсутствовал на работе больше четырех месяцев подряд, то его можно аттестовать не раньше чем через год после его выхода на работу (п. 22 Порядка). 

    Порядок аттестации педагогических работников

     Обязательную аттестацию проводит аттестационная комиссия, которую формирует сама образовательная организация (п. 5 Порядка). Руководитель своим приказом утверждает состав аттестационной комиссии. В нее входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии). Затем работодатель составляет список педагогов, которые подлежат аттестации. Туда включают не только основных работников, но и педагогов-совместителей. С этим списком сотрудников нужно ознакомить под подпись не менее, чем за 30 календарных дней до аттестации. После этого на каждого педагогического работника работодатель готовит представление, где дается оценка его профессиональных и деловых качеств, отражаются результаты предыдущих аттестаций и т. д. С представлением работника также нужно ознакомить за 30 дней до аттестации. В назначенный день проводится заседание аттестационной комиссии. Чтобы оно было правомочным, необходимо присутствие не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии (абз. 2 п. 13 Порядка). Аттестация проводится с участием аттестуемого работника (абз. 1 п. 13 Порядка).

     Добровольную аттестацию проводит соответствующая аттестационная комиссия. Какая? Это зависит от подведомственности образовательной организации. Если она подведомственна федеральным органам исполнительной власти, то педагог подает заявление в комиссию, сформированную федеральными органами исполнительной власти. Если организация находится в ведении субъекта РФ, муниципалитета или является частной, то преподаватель обращается с заявлением в комиссии, которые формируют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. В заявлении педработник указывает квалификационную категорию и должность, по которой хочет пройти аттестацию (п. 28 Порядка). Комиссия проверят заявление, и определяет срок проведения аттестации. При этом учитывается период действия ранее установленной квалификационной категории (пп. "а" п. 32 Порядка). В течение 30 календарных дней со дня получения заявления аттестационная комиссия направляет письменное уведомление педработнику о сроке и месте проведения аттестации. Продолжительность самой аттестации от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней (п. 33 Порядка). В случае с добровольной аттестацией педагогический работник может, но не обязан присутствовать на заседании комиссии. Если его нет, то аттестацию проводят в его отсутствие. 

    Результаты аттестации педагогических работников

     Оформление и использование результатов аттестации педагогических работников определяется тем, какая именно аттестация проводилась. Если аттестация была обязательной, то комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии педагогического работника занимаемой должности. Если аттестация была добровольной, то комиссия принимает решение установить первую или высшую квалификационную категорию работнику или отказать в ее установлении. Во всех случаях по результатам аттестации составляется протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии. Если по итогам обязательной аттестации педагога признали несоответствующим занимаемой должности, и у работодателя отсутствует возможность перевести его на любую другую имеющуюся работу, он вправе уволить сотрудника по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса. Но, применяя, это основание увольнения, нужно помнить о следующем. По нему нельзя уволить беременных женщин, матерей-одиночек и некоторых других категорий работников (ст. 261 ТК РФ). Если преподаватель не согласен с результатами аттестации, он может их оспорить в суде или комиссии по трудовым спорам. Выбирая судебный способ обжалования, работник должен подать заявление в течение трех месяцев с момента вынесения решения аттестационной комиссии. Однако итоги аттестации могут быть и положительными. Ее результаты работодатель может использовать в качестве основания для установления надбавок за сложность и напряженность работы или повышение в должности.

    Основные задачи аттестации:

    1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников,  их методологической  культуры, профессионального и личностного роста;

    2. определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

    3. повышение эффективности и качества педагогической деятельности

    Аттестация руководителей образовательных организаций

     

    Существует определенный порядок проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Начинается всё с формирования аттестационной комиссии и прописывания процедуры. Далее должен быть обязательно издан документ, где будут обозначены все этапы и правила её прохождения.

    Надо отметить, что по закону аттестацией занимается учредитель школы, например, Министерство просвещения, Правительство РФ, органы муниципальной власти и т.д. Поэтому регламенты, которые они составляют, могут отличаться друг от друга.

    Минобразования составляет свои методические рекомендации, как надо правильно проверять знания и кого допускать до аттестации. Однако, конкретные правила всё-таки устанавливают учредители.

    Далее комиссия отбирает кандидатов, просматривает их личные дела и характеристики с мест предыдущей работы. Эта процедура также должна определяться регламентом: в документе прописываются сроки, условия допуска до аттестации, требования и т.д.


     

    В качестве кандидатов, как правило, выступают педагоги той же самой школы, либо действующие руководители, например, завуч или заместитель директора. Разумеется, и действующий директор также может имеет право пройти повторную аттестацию.

    На третьем этапе комиссия получает полную информацию о том, как будет проходить процедура, и уведомляет кандидатов о предстоящем мероприятии. Получить уведомление они должны не позднее, чем за неделю до аттестационного экзамена.

    Далее комиссия издает соответствующий приказ и извещает об этом кандидатов, с текстом приказа и всеми условиями аттестации они обязаны ознакомиться не позднее чем за 14 дней до экзамена. Ну а действующий директор, который проходит аттестацию повторно, должен это сделать и вовсе за месяц до самого мероприятия.

    Сам аттестационный экзамен проходит в два этапа:

    • Тестирование;
    • Собеседование.

    Как проходит тестирование

    Тестовая часть выполняется письменно в присутствии членов комиссии, на выполнение обычно дается 1 час. В тесте, как правило, 50 вопросов, разделенных на блоки: организационная часть работы директора, знание законодательства, психолого-педагогическая подготовка и т.д.

    Кандидат должен верно ответить не менее чем на 2/3 вопросов в тесте, чтобы быть допущенным ко второй части экзамена — собеседованию.

    Некоторые кандидаты могут быть освобождены от тестовой части, но только в одном случае: если они являются победителями федеральных конкурсов среди педагогов и руководителей, таких как «Учитель года»

    Что спрашивают на собеседовании

    Если кандидат успешно преодолел первый этап, его допускают до устной части — собеседования. Её проводят непосредственно члены аттестационной комиссии, например, чиновники местного Департамента образования.

    Задача — оценить, насколько профессионально будет себя вести будущий директор в типовых школьных ситуациях. Спрашивать могут, о чем угодно: как руководитель намерен работать с трудными учениками, как директор собирается устанавливать хорошие взаимоотношения с персоналом и родителями, разрешать возможные конфликты и так далее.

    Кандидату нужно отвечать уверенно и четко, желательно при этом подкреплять свои доводы ссылками на нужные нормативные источники и педагогические практики.

    Разумеется, кандидат в руководители школы может быть допущен до аттестации только в том случае, если имеет на руках необходимые документальные свидетельства пригодности на эту должность.

    Конкретный пакет документов может быть разным, поскольку порядок прохождения аттестации может отличаться. Но в общих чертах он выглядит так:

    1. Заявление на прохождение аттестации;
    2. Согласие на обработку персональных данных;
    3. Отчет о годовой работе и выписка из решения о его рассмотрении;
    4. Отзыв куратора, который осуществляет надзор за школой с характеристикой на директора, результатах работы школы, ошибках в работе и причинах их возникновения. В большинстве случаев в роли такового выступает замначальника муниципального департамента образования и науки.

     

    ФИОКО, проводит процедуру оценки качества образования

     Золотарева Алевтина Николаевна.
    Золотарева Алевтина Николаевна
    Заместитель директора
    Телефон:
    8(87876)41-2-00

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie